ГБО Альфа обзор

Комплексная программа альтернативного топлива активно внедряется в современных автомобилях. Использование сжиженного газа (самые популярные на рынке системы газобаллонного оборудования рассчитаны под смесь типа пропан-бутан или метан, он же — нефтяной газ) имеет ряд преимуществ и некоторые недостатки, которые важно учесть перед модернизацией двигательной части машины.

гбо альфа

Преимущества ГБО

Первая и основная причина, побуждающая автовладельцев переходить на альтернативные средства заправки своего транспортного средства: значительная и реальная экономия: цена литра газа в 2 и даже в 3 раза дешевле аналогичного количества бензина.

Технически газ — более совершенное горючее: отсутствие детонации в любом режиме хода, нет нагара, сажи, серы, забивающего узлы осадка смолянистых отложений и парафинов.

Так как ГБО впрыскивает топливо в двигатель исключительно газообразным, оно максимально эффективно заполняет собой цилиндры (а это означает гладкую и плавную работу, повышающую ресурс всей ходовой части) и не снимает масляную смазку с внутренностей мотора и комплектующих.
Перевод авто на газ никак не отражается на работоспособности системы подачи бензина (когда правильны настройки). Фактически, в результате транспорт становится битопливным, и подключение одного режима вместо другого производится одним нажатием кнопки. Дополнительно удваивается максимально возможный пробег авто без дозаправки, что может быть очень полезно при дальних поездках в малонаселенной местности без заправок.

заправить гбо

Удаление царапин на кузове автомобиля без покраски.

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

Высокоэкологичное решение для тех, кому не безразлична природа, — в отработанном выхлопе ГБО, по крайней мере, в 4 раза меньше вредных и токсичных веществ, отравляющих окружающую среду.

Чудеса без изъянов бывают только в сказках и дешевых рекламах. Как и любая программа по практическому воплощению инженерной мысли, ГБО имеет несколько специфических недостатков:
— потеря свободного места и грузоподъемности. Такая громоздкая деталь как объемистый газовый баллон не была задумана разработчиками и вписана в эргономику конструкции. Приходится всячески изворачиваться: заполнять им половину багажника, размещать под кузовом (только для варианта корпуса с высоким клиренсом), выбрасывать запаску (очень практичная форма — тороидальный баллон, в основном идеально соответствует по габаритам);

— наблюдается небольшая потеря набора скорости за счет повышения плавности хода. Параметр зависит от степени сжатия газа и того, насколько тщательными были настройки контроллеров ГБО. В среднем составляет 2-8% от аналогичных показателей на бензине;

— при расчете скорости окупаемости следует учитывать два немаловажных фактора: расход горючего на газу вырастает на 5-15%. Величина заметно меняется для разного вида и уровня сжатия газа.

Настройки работы редуктора

Настройки работы редуктора и форсунок также окажут немаловажное влияние. Сама по себе стоимость установки и подключения газового оборудования тоже недешевая, в зависимости от поколения и комплектации. На практике газ окупается в чистый плюс примерно за год при пробеге от 15 тысяч километров карбюраторным автомобилем, или 25 — инжекторным.

ГБО: общие принципы устройства и основные производители

Основные узлы имеют одинаковую конструкцию у каждого поколения и производителя. Разница только в исполнении отдельных деталей, качестве и способе контроля работы: программа электронного контроллера адаптирует все параметры на ходу, подстраиваясь под изменения в потоке данных, что поставляют в процессор датчики на каждом значимом агрегате или магистрали, или же старые, проверенные временем регулировочные болты, настройки которым задаются вращением руками и стараются не трогать лишний раз до следующей профилактики.

Рассмотрим процесс работы на инжекторном автомобиле ГБО Альфа 4 поколения с системой распределенного впрыска газа в цилиндры — самом популярном варианте на рынке в последние годы.

ГБО Альфа 4 поколения

Управление электронное, программа вшита в миниатюрный силовой блок под капотом.

В автомобиле любое топливо, в том числе и газ попадает только через ВЗУ — внешнее заправочное устройство, в которое вставляется специальный заправочный пистолет (газовый по виду, форме и назначению от бензинового не отличается фактически ничем) с АГЗС.

Стоит заметить, что иностранное ГБО не совместимо с ними, и нужен отдельный переходник для подключения, в чем одно из небольших преимуществ отечественных.

Главный узловой элемент ВЗУ — шаровой клапан, препятствующий газу вернуться назад, — за его состоянием следует внимательно следить, ведь малейшая неисправность чревата постоянными утечками.

Заправка и хранение газа

Через специальный шланг поступившее горючее нагнетается в баллон, представляющий собой цельно сваренный стальной резервуар для хранения сжиженного газа под высоким давлением (16-18 атм. для пропана). Основные разновидности баллонов — цилиндрический и тороидальный, объемы колеблются в диапазоне 30-230 литров Самый тяжелый и громоздкий элемент ГБО, с удобным и рациональным размещением которого придется повозиться.

баллон

Согласно инструкции, не реже чем раз в два года обязательна процедура освидетельствования баллона на предмет его дальнейшей пригодности к безопасному и эффективному использованию.

Прямо на баллон устанавливается вентиляционная коробка, ключевым элементом которой служит электромагнитный мультиклапан. Одно из важнейших устройств, полностью контролирует заправку газа в баллон (здесь же установлен датчик уровня газа), препятствуя его заполнению более чем на 80% от максимального объема. Не из жадности, а в соответствии с обязательным требованием безопасности — всегда должен быть небольшой зазор воздуха на случай резкого скачка температур вверх и последующего расширения сжиженного топлива. Уровень контролируется поплавком и связанным с ним отсечковым клапаном.

Вообще, мультиклапан (как и следует из названия) — набор соединенных между собой клапанов с электроуправлением. Отсюда начинается подача газа в двигатель, контролируются возможные ошибки, целостность и герметичность баллона, ВЗУ, магистрали. Отдельные клапаны на случай экстренной ситуации готовы мгновенно сбросить остаток топлива под давлением через вентиляцию как можно дальше от салона с людьми.

клапан

Подача и впрыск

По сигналу, который дает программа электронного блока Альфа, открывается пропускной электроклапан, и струя газа под высоким давлением проходит по топливной магистрали (металлической газонепроницаемой трубке). На противоположном конце горючее встречает еще один клапан с встроенным фильтром тонкой очистки с каталитическим нейтрализатором (программа защиты окружающей среды ЕЭК действует на газ так же, как и на бензин, регламентируя стандарты состава выхлопа и подобного — из-за чего многие установки 1-2 поколения безнадежно устарели и запрещены к использованию в развитых странах).

Отфильтрованный газ попадает в редуктор-испаритель. Устройство, программа управления, подключения датчиков и настройки которого сильно видоизменяются от поколения к поколению, имеет общую для всех моделей функцию — переводить сжиженный пропан-бутан или метан в парообразную форму истинного газа и последовательно снижать давление до примерного атмосферного уровня (рабочие параметры 0,8-1,2 атм.). Для этого конструкция механизма состоит из нескольких соединенных клапанами ступеней (от 1 до 3) в которых топливо подвергается воздействию испарительного элемента и расширяется.

впрыск гбо

Процесс не может происходить без интенсивного поглощения энергии, и потому редуктор переохлаждается в работе, покрывается инеем и обмерзает до полной остановки. Чтобы не допускать подобного, корпус подогревается циркулирующим по трубкам антифризом из системы охлаждения мотора.

Смеситель накапливает порции газа, смешивает с воздухом и через коллектор впрыскивает в сам двигатель. Схема у каждого поколения немного отличалась: первое позволяло засасывать из отдельно расположенного от редуктора смесителя газовоздушную смесь и подавало новую, реагируя на разреженность в камере карбюратора вакуумной мембраной. Начиная со второго поколения, смеситель соединен с редуктором-испарителем, и программа настройки электронная — контроллер — управляет через команды электроклапаном, ориентируясь по лямбда-зонду датчика кислорода в коллекторе.

В последующих классах устройств добавилась возможность впрыскивать каждую порцию газа в отдельные цилиндры — появились газовые форсунки. Управление намного усложнилось благодаря взаимодействию с более подвинутыми ЭБУ инжекторных двигателей, программа которых теперь могла детально настроить поведение каждого узла дистанционно и создавать подробные информационные алгоритмы работы (например, топливные карты).

инжектор

Выбор подходящей начинки

Стоит помнить, что в новейших системах распределенного прямоточного впрыска газа — ГБО 5 поколения — другая комплектация — редуктора нет в принципе (газ подается, не меняя своего агрегатного состояния, так что в испарении и преобразовании давления нужды и нет). Но в отечественных реалиях устройство не внедряется массово — высокая себестоимость долго окупается, и слишком уж разборчив аппарат в выборе качества топлива. К тому же новая навороченная программа динамической диагностики и настройки почти не поддерживается сервисными станциями — любые ошибки могут быть фатальны.

Дешевые комплекты 4 поколения типа Альфа со сборной солянкой компонентов различных производителей продолжают уверенно лидировать среди владельцев инжекторного транспорта, а карбюраторные до сих пор используют вакуумные редукторы первого поколения, схема настройки которых сводится к единственному винту, но они надежны и дешевы, с высокой ремонтоемкостью.

Автор: А. Копылов

Оцените статью:
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока нет голосов)
Загрузка...

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Оставить комментарий

Нажимая на кнопку отправить, я принимаю условия пользовательского соглашения , а также ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности и даю согласие на обработку моих персональных данных